Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АУТИЗМА И ЕГО СИМПТОМЫ

Расстройство аутистического спектра (РАС).

Термин РАС охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом.

РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле, являются синонимами. Винг и Гульд отмечали в своем исследовании, что хотя описание аутизма, действовавшее на тот момент (первое описание аутизма, опубликованное психиатром Лео Каннером в 1943 году), хорошо подходило многим детям, было не меньшее число детей, которые соответствовали этому описанию лишь частично.

Винг и Гульд отметили, что создавалось впечатление континуума или спектра симптомов аутизма. На тот момент не было формального определения для РАС. Однако до недавнего времени это был неофициальный термин, широко принятый в сообществе аутизма. Про людей с аутизмом часто говорят, что они «в спектре аутизма» или «имеют РАС».

Установление диагноза.

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма.

Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенкомможет играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями.

Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм».

Симптомы аутизма.

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления  можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после годаОчевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годамВ этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Критерии ВОЗ для диагностики РАС:

  • Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
  • Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений.
  • Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности.
  • Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития
  • Нарушение моторики.
  • Обостренная чувствительность.
  • Причинение вреда самому себе.
  • Нарушение чувства опасности.
  1. Нарушения в сфере социального взаимодействия.

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма:

  • часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх;
  • его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми;
  • может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки;
  • ребенок может не замечать, дома родители или на работе может расстраиваться, когда, взрослый пытается включаться в его игры;
  • может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму;
  • может не проявлять интерес к играм других детей;
  • может не проявлять интереса к играм, основанным на внимание к игрушкам или книгам взаимодействии с другими людьми;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на свое имя.

2.Нарушения в сфере коммуникации.

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма.

  • Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.
  • Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других.
  • Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь.
  • Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова. 
  • Избегают контакта «глаза-в-глаза».
  • Автоматически повторяют слова обращенные к другим (эхолалии).
  1. Нарушения в поведении.

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов.

  • Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, двигаться странным образом, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
  • Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться. Может не проявлять интереса к обычным игрушкам и восхищаться обычными способом, но крайне интересоваться предметами, например, какой-то частью игрушки (например, обогревателем любит крутить колесо у машинки).
  • Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
  • Часто многократно взмахивает руками.
  • Расстановка игрушек в ряд.
  • Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас.
  • Может часто или подолгу перебиратьтрясти или щелкать пальцами перед своими глазами.
  • Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь.
  • Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет.
  1. Нарушения моторики.

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС.

  • Некоторые дети могут одновременно. Демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой области.
  • Хождение на цыпочках ребенка с аутизмом.
  1. Особенности восприятия.
  • Обостренная чувствительность. Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
  • Обостренная чувствительность может демонстрировать неприятие всего нового или редкого (сопротивляться свечей на именинном пироге).
  • Ребенок может не переносить, например, прикосновения к коже, к голове и волосам при стрижке и мытье волос.
  1. Причинение вреда самому себе.

В некоторых случаях стремление к  необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

  • Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены).
  • Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки) Может вырывать у себя волосы клочьями.
  • Может кусать себя.
  1. Расстройства желудочно-кишечного тракта.

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта.

  • Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.
  • У ребенка часто бывает жидкий стул, имеется непереваренная пища.
  • Ребенок часто страдает запорами.
  1. Нарушения сна.

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна.

  • Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа.
  • Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой.
  • У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Разделы сайта