Расстройство аутистического спектра (РАС).
Термин РАС охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом.
РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле, являются синонимами. Винг и Гульд отмечали в своем исследовании, что хотя описание аутизма, действовавшее на тот момент (первое описание аутизма, опубликованное психиатром Лео Каннером в 1943 году), хорошо подходило многим детям, было не меньшее число детей, которые соответствовали этому описанию лишь частично.
Винг и Гульд отметили, что создавалось впечатление континуума или спектра симптомов аутизма. На тот момент не было формального определения для РАС. Однако до недавнего времени это был неофициальный термин, широко принятый в сообществе аутизма. Про людей с аутизмом часто говорят, что они «в спектре аутизма» или «имеют РАС».
Установление диагноза.
Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма.
Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями.
Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм».
Симптомы аутизма.
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Критерии ВОЗ для диагностики РАС:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
- Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений.
- Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности.
- Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития
- Нарушение моторики.
- Обостренная чувствительность.
- Причинение вреда самому себе.
- Нарушение чувства опасности.
- Нарушения в сфере социального взаимодействия.
Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма:
- часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх;
- его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми;
- может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки;
- ребенок может не замечать, дома родители или на работе может расстраиваться, когда, взрослый пытается включаться в его игры;
- может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму;
- может не проявлять интерес к играм других детей;
- может не проявлять интереса к играм, основанным на внимание к игрушкам или книгам взаимодействии с другими людьми;
- не улыбается в ответ на улыбку;
- не реагирует на свое имя.
2.Нарушения в сфере коммуникации.
Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма.
- Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.
- Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других.
- Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь.
- Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
- Избегают контакта «глаза-в-глаза».
- Автоматически повторяют слова обращенные к другим (эхолалии).
- Нарушения в поведении.
Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов.
- Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, двигаться странным образом, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
- Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться. Может не проявлять интереса к обычным игрушкам и восхищаться обычными способом, но крайне интересоваться предметами, например, какой-то частью игрушки (например, обогревателем любит крутить колесо у машинки).
- Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
- Часто многократно взмахивает руками.
- Расстановка игрушек в ряд.
- Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас.
- Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами.
- Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь.
- Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет.
- Нарушения моторики.
Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС.
- Некоторые дети могут одновременно. Демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой области.
- Хождение на цыпочках ребенка с аутизмом.
- Особенности восприятия.
- Обостренная чувствительность. Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
- Обостренная чувствительность может демонстрировать неприятие всего нового или редкого (сопротивляться свечей на именинном пироге).
- Ребенок может не переносить, например, прикосновения к коже, к голове и волосам при стрижке и мытье волос.
- Причинение вреда самому себе.
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.
- Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены).
- Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки) Может вырывать у себя волосы клочьями.
- Может кусать себя.
- Расстройства желудочно-кишечного тракта.
У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта.
- Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.
- У ребенка часто бывает жидкий стул, имеется непереваренная пища.
- Ребенок часто страдает запорами.
- Нарушения сна.
Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна.
- Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа.
- Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой.
- У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.