Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие зрительного восприятия 20.10.2022

Процесс воспитания, обучения и социализации детей с ТМН достаточной сложный целенаправленный и систематизированный процесс, который должен осуществляться не только в стенах центра, но и в домашних условиях.

         Умственное, физическое, нравственное, эстетическое развитии – это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом труде ведущая роль принадлежит организации игр. Игру с детьми следует рассматривать как терапевтическую процедуру, которую необходимо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры должен сопровождаться с учетом возраста, умственных и физических способностей ребенка, а также его интересов. Обучение в форме игры можно проводить как в специально подобранное время, так и в удобно создавшейся ситуации.

         В процессе обучения ребенка важно придерживаться основных требований, а именно:

– рациональная дозировка содержания учебного материала;

– выбор цели и средств ее достижения;

– регулировка действий ребенка;

– побуждение ребенка к действиям в процессе игры;

– развитие интереса к игре, занятию, а также мотивация;

– чередование труда и отдыха.

         Организация игровой деятельности сложна тем, что дети затрудняются акцентировать своей внимание на одном процессе и мобилизовать свои усилия на решении познавательных задач. Поэтому родителю необходимо использовать приемы расчленения познавательности на мелкие детали, а всю учебную часть игры на мелкие порции.

         Начальным этапом в использовании игры в образовательных целях является само обучение игре, ее простейшим действиям. В момент игры взрослый должен проговаривать свои действия, их последовательность, по несколько раз называя знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. В процессе создания игровой ситуации и обучения ребенка осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызывать у ребенка радостное отношение и интерес к процессу.

         Постепенно в игры с ребенком должны включаться целенаправленные и регулярные упражнения для развития всех психических процессов. Для этого необходимо развивать умение внимательно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Также важно сформировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры следует проводить ежедневно по несколько раз в день продолжительностью от 2-3 минут до 10-15, в зависимости от концентрации внимания ребенка, уровня работоспособности и по степени их трудности.

         Полезно проводить занятия, направленные на умения сортировать предметы по их основным признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно разные предметы: кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и так далее.

         На начальном этапе обучения детей необходимо соблюдать следующие условия:

1. Необходимо научить ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет, напоминая «Посмотри внимательно».

2. Сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов (например, посмотри и найди такой же). Сначала у ребенка должно сформироваться представление о сходстве цвета, затем формы, а потом величины.

3. В процессе обучения не стоит торопиться использовать разнообразие форм, предметов и цвета. Количество предметов должно возрастать постепенно.

4. Обучение детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или других деталей способствует развитие не только внимания, восприятия, мышления, но и развитию мелкой моторики.

5. Регулярно проводите занятия направленные на формирование умения составления целых предметов из их частей. Постепенно количество частей предмета должно увеличиваться.

6. Необходимо учить ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложить перед ребенком картинки их необходимо группировать по определенным признакам. На начальном этапе по цвету, форме, величине, а далее по предназначению, например, одежда, посуда и так далее.

         Соблюдение рекомендаций по проведению занятий и игр направленных на развитие познавательных процессов также зависит от согласованности действий родителей и педагогов, так как детям с ТМН непросто заниматься различными видами образовательной деятельности, тем более им сложно доводить ее до конца.

         В связи со всеми основными аспектами необходимо помнить, что первая задача – это формирование положительной мотивации к образовательной и воспитательной деятельности.

 

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия

 

«Собери капельки в стакан»

         Перед ребёнком на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки (капельки) разного цвета и пустые емкости (например, стаканы). Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». Ребёнок, помогая взрослому, должен выбрать кружочки синего цвета и положить их в стакан.

         В зависимости от уровня развития ребёнка можно или выбирать капельки одного цвета по очереди, или одновременно разбирать кружочки по разным цветам.

         Игра развивает умение различать и называть цвета, тренирует мелкую моторику и навык совместной деятельности со взрослым.

 

«Сложи радугу»

         Ребёнку предлагается составить радугу из разноцветных дуг (можно использовать в качестве образца изображение радуги) и назвать выбираемые цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него. Игра развивает умение различать и называть цвета, формирует знания о цветовом спектре.

 

«Подбери нитки к платью»

         Ребёнку показывается предмет одежды. Он должен правильно подобрать из предложенного набора нитки такого же цвета.

         Игра развивает умение узнавать цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); закрепляет умение соотносить цвет платья с цветом ниток.

 

«Цветная вода»

         Вам нужны: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.         Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) – и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребёнок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.

         Игра закрепляет знания ребёнка о цвете и его названии, способствует релаксации.

 

«Смешиваем краски»

         Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего – фиолетовый.

         Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

         Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски – вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребёнком!       Игра дает ребёнку знания о свойствах красок разных цветов, формирует навык рисования акварелью, способствует релаксации, снятию психоэмоционального напряжения ребёнка.

«Пальчиковое рисование»

         Вам пригодятся: широкие блюдечки с гуашью (или специальные краски для пальчикового рисования), кисть, карандаши, фломастеры, мелки, плотная бумага любого цвета, салфетки.

         Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами – рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Либо ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью, карандашами, фломастерами до получения изображения (птицы, деревья).

         Это упражнение стимулирует воображения ребёнка и спонтанное самовыражение, снимает эмоциональное напряжение.

 

 Титоренко Е.Б., учитель -дефектолог

Разделы сайта