Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаем Вам поиграть вместе с малышом.
Развиваем память, внимание
«Найди куклу!»
Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:
Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала?
Петя, Петя (имя ребенка), поищи,
С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева)
Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
Развиваем восприятие величины, формы
Игры с мозаикой.
Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.
Развиваем двигательную активность, координацию
«Мы ногами топ-топ-топ!»
Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения:
Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате, высоко поднимаем ноги)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(идем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(стоя на месте, топаем)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(и хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши! (А. Ануфриева)
Развиваем кисть, мелкую моторику
С этой целью полезны пальчиковые. Взрослый говорит слова и показывает, малыш повторяет, потом ребенок сам, без помощи, рассказывает и показывает.
«Мой Мизинчик»
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре-пять! (М. Кальцова)
Можно использовать это упражнение для отвлечения, при усталости малыша.
Рекомендации по проведению игр:
- Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).
- Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: "Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас". Необходимость общей положительной оценки вызвана тем, что дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова "Ты сделал это плохо" дети воспринимают как «ты плохой» и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.
- Не спешите подсказывать. Старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.
- Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. Это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить «Почему ты так считаешь?» (в более старшем возрасте)
- Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: «Мне уже надоело играть». Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.
- Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.
- Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.
- Ранний и младший дошкольный возраст - это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.