Одной из ведущих, концептуальных идей XX в., имеющих значимость как для мирового сообщества в целом, так и для каждой страны в отдельности и каждой личности в частности, явилась идея прав человека. Применительно к нашему времени особую актуальность приобрело движение за права детей, имеющее не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.
В 1924 г. Союз спасения детей и Лига женщин разработали первую Декларацию прав ребёнка, теперь известную больше под названием Женевская Декларация (по месту создания). Её цель - улучшить положение детей во всём мире.
23 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которую ратифицировали многие страны, в том числе и Республика Беларусь (летом 1990 г.).
Помимо конвенции в каждой стране есть свой документ, в котором зафиксированы права и обязанности ребёнка в различных сферах. В Беларуси это Закон «О правах ребёнка», принятый в 1993 г. Много упоминаний о конкретных правах содержится в:
• Кодекс о браке и семье Республики Беларусь;
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Конституция Республики Беларусь;
• Закон РБ «Об образовании лиц с ОПФР»;
• О президентской программе «Дети Беларуси»;
Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав. Этот документ признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. В конвенции сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии. Этот документ, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав, которые условно классифицируются в 4 группы:
1. Права, связанные с выживанием. Они включают право на жизнь, медицинское обслуживание, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей.
2. Права, связанные с защитой. Обеспечивают его защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Права, связанные с развитием. Они охватывают право на образование (специальное образование), коррекционную помощь путём обеспечения доступности и создания специальных условий, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, приобретение навыков самообслуживания, подготовка к семейной жизни, право на отдых и досуг.
4. Права, связанные с участием. Предполагает права на подготовку к трудовой и профессиональной деятельности, право высказывать своё мнение, свободу мысли, совести и религии.
Итак, главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребенка.
Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы - права родителей.
Андрей Дементьев писал: “Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права”. Об этом можно долго говорить и спорить.И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей.Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Оно отражено в Кодексе о браке и семье (ст. 65) и в других государственных документах Республики Беларусь, которые были сказаны раннее.
Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы родители обеспечили ему достаточную степень защищенности и психофизического комфорта (ст.14, п.2 «О специальном образовании»).
А для этого ребёнок
должен быть любимым;
расти в физически и психологически безопасной среде;
быть выслушанным и услышанным;
чувствовать уважение к себе со стороны родителей.
Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Например, прочитав сказку “Золушка” можно познакомить ребенка с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения. А сказка “Заюшкина избушка” поможет понять ребенку, в чем заключается право ребенка на личное имущество. Вы не знаете можно ли ребенка познакомить с правом на образование? Прочитайте ему рассказ Л. Толстого “Филиппок”, а после чтения обязательно поговорите с ребенком о том, для чего нужно учиться? Для чего надо знать буквы и уметь читать и писать? Можно стать, например, врачом, если этому не учиться? и др.
Чтобы соблюдать права ребёнка, и педагогам и родителям необходимо постоянное самообразование.
Для этого мы вместе!
Педагог социальный
Шрейтер Т.Л.