Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр

    Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

         Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

         Игры с предметами дают возможность решать различные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» мы учим детей раннего возраста последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе взрослого малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».

         Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. В дидактических играх с предметами можно использовать игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, учатся обозначать их словом.

         В дидактических играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития речи детей. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1года 6месяцев - 2 лет, перед взрослым стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

         С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и все это сопровождает словами. Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10 минут), занятие проводится эмоционально, динамично.

         При обучении детей второго года жизни применяется наглядно- действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь. Наибольшая активность возникает у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому можно предложить детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и т.д.). Кроме этого, повторить занятие (новое – через 2-3 дня, повторное занятие - через 6 дней). Чтобы не пропал интерес к занятиям, можно заменить демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяет место проведения занятия (на прогулке).

         После 1 года 6 месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям. Перед детьми ставится задача отвечать на вопросы полными словами и по образцу (кукла идёт). К 2 годам эта же тема предлагается в виде активных высказываний о персонажах, их взаимоотношениях и т.п. Показы отдельных предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт? картинки) проводятся с целью закрепления понимания слов, обозначающих предметы, действия с ними. Показы-инсценировки с разными персонажами, рассматривание сюжетных картинок углубляют понимание речи взрослого. С целью развития активной речи используются приёмы речевого подражания («как лает собачка?» и т.п.).

Байкова А.Н., учитель- дефектолог

Разделы сайта