Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Аутизм: увидеть, понять, принять

Что это за болезнь - аутизм?

Проблема аутистических расстройств изучения очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. 

Аутизм – это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднение интеллекта.

Причины возникновения аутизма до конца не известны, но многие специалисты считают, что помимо наследственных факторов, значительную роль играют экологическая ситуация в месте проживания родителей и ребенка, психоэмоциональные стрессы, отношения в семье и обществе.

В чистом виде аутизм встречается крайне редко. Чаще он сочетается с речевыми, интеллектуальными и поведенческими нарушениями.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют ему дискомфорт. Ребенок пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм - РДА), изолируя ребенка от семьи и общества.

Ранние признаки аутизма родители могут заметить, когда ребенок еще грудной: ребенок не смотрит в глаза, не радуется при приближении близких; не любит быть на руках; при кормлении он или напряжен, или странно расслаблен; не улыбается родным, манипулирует чужой рукой, чтобы показать предмет, который он хочет; не откликается на свое имя.

В возрасте 3-5 лет заболевание проявляется следующими признаками: не принимает участия в разговоре и не начинает разговор; отмечается задержка психического развития; при смене обстановки впадает в панику; очень тяжело приобретает новые навыки; странные страхи: боязнь красного, квадратного, плюшевых мишек и др.; может монотонно повторять слово или звук; интересуется только одним видом деятельности, но изучает предмет своего интереса досконально.

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание.

Диагноз «аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом после тщательного обследования ребенка. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно обратиться к специалисту, чтобы определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша.

По статистике аутизм встречается у каждого сотого человека, а легкой формой аутизма страдали многие великие люди науки и искусства и именно поэтому были гениальны (А. Эйнштейн, И. Ньютон, Моцарт, Кант, Микеланджело). Каждый случай аутизма уникален, и среди них много потенциальных гениев, но реальных – единицы: им не хватает нормализации восприятия окружающего мира и социальной адаптации.

"Дети дождя": ранний детский аутизм

Аутизм… Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще…

Как разглядеть черты, присущие таким детям? Такие основные черты есть, они характерны для большинства «детей дождя». Основное, это, конечно же, уход в себя. Ребёнок не может наладить коммуникативные связи.  Стремления к общению у него нет. Общаться не только с людьми, но и с предметами малыша приходиться учить. Если с ребёнком не проводить специальную коррекционную работу, он всё больше и больше погружается в аут, то есть оказывается «вне игры», а точнее – вне обычной жизни.

 У ребёнка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) всегда имеют место стереотипии в поведении (ритуальное поведение). Откуда они берутся-никому не известно. Но ребёнок с завидным постоянством одевает только определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы.

Рука об руку со стереотипией идут страхи. Они заставляют малыша всеми  силами сопротивляться малейшим изменениям в окружающей обстановке. Он уверен: если знакомые предметы будут находиться в определённом месте и в одном и том же положении, ничего страшного не произойдёт. Поэтому любая передвижка кровати, стульчика вызывает у ребёнка буквально истерику. Эти парадоксы в поведении сразу бросаются в глаза.

Немного об организации жизни и быта таких детей.

Жизненное пространство  ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. Условно его можно разделить так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория.

 

Детская комната

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка "крепостью", комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:

- ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ

 Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует "чувство края", а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы рискуем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. 

- ВТОРОЕ УСЛОВИЕ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ - НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Поскольку детская комната-это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательно должен быть  столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

- деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
- разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;
- звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;
- игры для развития мелкой моторики - мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.;
- развивающие настольно-печатные игры - разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;
- игрушки для сюжетно-ролевых игр - куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д.

Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции.

Кроме этого, у ребенка должен быть материал для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед. 

- ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ - ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в платяном шкафу лучше раскладывать на те же места - так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие жизни.  

ПРОСТРАНСТВО КВАРТИРЫ

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача "обжить" пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей.

Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: "Мы сейчас с прогулки вернулись - руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло - как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец - вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать".

Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда - бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т.д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы.

БЛИЖАЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Под "ближайшим социальным окружением" подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается "на вражеской территории", зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок "обжил", принял в свое сознание еще "кусочек мира", необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом.

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать "обживать" новый участок пространства. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам - не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.

Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент - быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и предстаньте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку.

В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций.

Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему "тетя назвала хулиганом": "Ты быстро бегаешь, а тут малыши - смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать".

Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно - например, он плачет или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором "не смотрит, куда едет", - не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать впредь.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное - не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Режим дня

Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение - это необходимое условие развития.  

Итак, здороваясь утром при пробуждении ребенка, ласково улыбнитесь ему, сделайте "потягушечки", сопровождая действия проговариванием веселой потешки... Что дальше? Оказывается, не может быть стандартного режима дня - временной распорядок жизни каждого ребенка индивидуален и по-разному эмоционально наполнен, при этом меняется с возрастом. В организации режим дня опирается на следующие составляющие:

- Возраст ребенка. Например, в младенчестве ребенок много спит, а в дошкольном возрасте может долго играть и заниматься.

- Биологические ритмы ребенка, которые проявляются прежде всего в особенностях чередования периодов сна и бодрствования: ребенок может спать мало - или нуждаться в продолжительном времени для сна; поздно ложиться и поздно вставать ("сова") - или рано ложиться и рано вставать ("жаворонок»).

- Традиции семьи: как в ней принято начинать день, питаться (в некоторых семьях "хватают на лету", в других еда - целый ритуал), проводить вместе время и т.д.

Возможности семьи: например, может ли кто-либо из взрослых постоянно находиться рядом с ребенком в течение дня и т.п.

Таким образом, режим дня ребенка складывается исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, т.е. здесь сочетаются физиологические и социальные аспекты. При этом режим дня ребенка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления.

Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальная работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает, почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту-часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.

Предлагаем следующие рекомендации по организации режима дня:

1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняйте ребенку, что происходит, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного - самые просты обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства.

2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше.

3.Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие.

4.Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т.п.

5. Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Время - абстрактная категория.

Категория времени особенно труднодоступна аутичным детям. Вследствие особенностей психического развития они живут исключительно в настоящем - "здесь и сейчас". Воспоминания у аутичного ребенка неосознанны и избирательны, а будущее полно неизвестности. Своеобразие восприятия времени проявляется, например, в том, что такие дети оказываются не в состоянии ждать.

Однако для жизни необходимо помнить события прошлого, планировать будущее. Поэтому обязательно формирование элементарных представлений о времени у аутичного ребенка. Формировать представления о времени следует делать постепенно, начиная с малого. Предлагаем примерный алгоритм:

- ЗНАКОМСТВО С ЧАСАМИ

Покажите ребенку разные часы, заведите вместе с ним будильник. При этом не стремитесь объяснить, что такое секунды, минуты и часы, главное, чтобы сам предмет стал для ребенка вещественным олицетворением времени.

- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ "УТРО", "ДЕНЬ", "ВЕЧЕР", "НОЧЬ"

Утром составьте с ребенком примерный план на предстоящий день, четко проговорив каждый пункт плана. А вечером, перед сном, вспомните по порядку все, что произошло за день. При этом используйте такие временные категории, как "утро", "день", "вечер", "ночь".

Используйте эти понятия в течение дня. Скажем, если вечером ребенок просит: "Обедать!", напомните: "Обед уже был днем -помнишь, мы вместе варили суп? A ceйчас вечер - скоро папа с работы придет, и будем ужинать все вместе. На ужин у нас картошка с котлеткой". 

Изготовив круг, поделенный на четыре части, обозначающие различные части суток (можно использовать разные цвета), вы получаете еще одну возможность наглядно представить информацию: в разные части круга можно булавками прикреплять фотографии ребенка, на которых он спит, умывается, ест и т.д.

- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЙ "СЕГОДНЯ", "ВЧЕРА", "ЗАВТРА"

Пробуйте вместе с ребенком вспомнить, что интересного произошло вчера. Это особенно эффективно, если произошло что-либо не совсем обычное. Придумывайте вместе что-нибудь новое на завтра. Используйте слова "сегодня", "вчера", "завтра", но при этом объясняйте смысл в доступной ребенку форме: "Вот стемнеет, и ты ляжешь спать. А когда проснешься - наступит завтра".

- УСВОЕНИЕ ПОНЯТИЯ "НЕДЕЛЯ", ДНИ НЕДЕЛИ

В своем эмоциональном комментарии не забывайте обозначать дни недели - например, "сегодня вторник", - не требуя при этом от ребенка повторения.

Вехами в смене недель станут выходные дни, когда можно отправиться куда-нибудь всей семьей. Или провести выходные дома, но при этом постараться, чтобы они заметно отличались от будней, для чего потребуется создание особой атмосферы. Например, всем вместе приготовить воскресный обед, организовать семейный досуг - общие игры, просмотр диафильмов, прогулки.

Осмыслению понятия "неделя" поможет еще одна книжка-самоделка. Делать ее особенно интересно, если ребенок посещает бассейн или какие-либо занятия, ведь в этом случае его дни заметно отличаются друг от друга.

- МЕСЯЦЫ

В разговорах с ребенком называйте, какой сейчас месяц, но не требуйте заучивания названий месяцев.

Сделайте самодельный календарь - перекидной или "раскладушку". Для этого, начиная с января, в начале каждого месяца рисуйте соответствующую картинку и подписывайте ее, вовлекая в это занятие ребенка. В конце года у вас будет полный календарь, который поможет ребенку связать в единую цепочку понятия месяцев и сезонов. Таким календарем можно пользоваться несколько лет. Можно наклеивать туда фотографии ребенка.

- ВРЕМЕНА ГОДА

Наблюдайте вместе с ребенком за сезонными изменениями в природе, обсуждайте наблюдения.

Зарисовывайте наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливайте поделки из природных материалов. Так, весной можно сплести венок из одуванчиков, а осенью изготовить человечка из собранных в парке желудей.

Читайте рассказы и стихотворения о временах года, рассматривайте соответствующие иллюстрации в книжках, познакомьте ребенка с репродукциями картин, посвященных сезонным изменениям в природе.

Изготовьте книжку-самоделку "Времена года", "Как Ваня ждал дня рождения" и т.п.

Сделайте большой картонный круг - символ "круглого года"; поделите его на четыре части (сезоны), в каждой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года.

Полезно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике елки и т.д.). Повесьте круг на видном месте в комнате ребенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним.

БЫТОВЫЕ РИТУАЛЫ

Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.

Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕТКОГО РАСПОРЯДКА ДНЯ

Жизнь ребенка в течение дня наполнена самыми разнообразными бытовыми ситуациями. При зтом временная организация дня тесно переплетается с последовательной работой по формированию стереотипов поведения в быту. Так, каждое утро мы умываемся, чистим зубы, днем ходим гулять, вечером убираем на место игрушки и т. п.

Для аутичного ребенка освоение бытовых ритуалов сложно. Чтобы при формировании бытовых умений и навыков жизнь ребенка не превратилась в утомительное повторение одних и тех же неприятных ему действий, постарайтесь наполнить такое обучение чем-то, что ему нравится. Эмоциональный комментарий представит действия, требующие от ребенка серьезных усилий, в привлекательном для него свете: одеваемся, "чтобы пойти в магазин за конфеткой"; убираем посуду со стола, чтобы заняться лепкой и т.п. При этом полезно использовать прибаутки, песенки, картинки.

ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УМЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ НАВЫКИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

Обычно стереотип, сформированный у аутичного ребенка, жестко связан с конкретной ситуацией и обстановкой. Это лишает ребенка возможности использовать навык в других обстоятельствах. Так, аутичный малыш, который уже усвоил навыки опрятности, в гостях может не попроситься в туалет, откажется кушать в кафе, не захочет снять ботинки в чужой квартире.

Родителям нужно специально организовывать ситуации, в которых ребенок сможет учиться применять приобретенные ранее навыки. Для этого необходимо использовать походы в гости, кафе, театр. Постарайтесь, чтобы ребенок поел в гостях или по крайней мере сел за стол и "притронулся" к еде. Сделайте регулярными посещения кафе неподалеку от дома и используйте эту ситуацию для обучения ребенка поведению в общественном месте. Приглашайте в гости знакомых детей, навещайте вместе с ребенком друзей и знакомых. Конечно, при этом надо помнить об особенностях психики аутичных детей и соблюдать осторожность. Для этого:

- готовьте ребенка к новому заранее;
- новые ситуации и впечатления должны возникать постепенно;
- в новой и поэтому сложной для ребенка ситуации будьте "вместе" с ним, старайтесь контролировать ситуацию, помогайте, подсказывайте, поддерживайте.

Опыт показывает, что если набраться терпения и соблюдать необходимые условия и правила (перечисленные выше), то со временем в привычной ситуации аутичный ребенок сможет стать более или менее самостоятельным в обслуживании себя, научится взаимодействовать с другими членами семьи, в случае необходимости просить их о помощи. А четкий распорядок дня, мудрый и добрый уклад жизни семьи создадут у ребенка ощущение надежности и безопасности окружающего мира, что поможет осваивать его дальше и использовать свои умения в новых ситуациях.

 10 вещей, которые нужно знать об аутизме

Родители аутичных детей справляются со столь многими трудностями в своей жизни: борьба за права своего ребенка, суждения со стороны других родителей и т.д. Вот то, что они бы хотели, чтобы все знали о детях с расстройствами аутистического спектра.
Но если вы относитесь тем родителям, чьи дети не страдают расстройством аутистического спектра, что именно вам нужно знать об аутизме? Или, что более важно, что родители аутичных детей хотели бы, чтобы вы знали?

1. Существует определенная причина, по которой такие расстройства относят к «спектру». 
Расстройство аутистического спектра  это термин, который охватывает целый ряд нарушений развития. В каждом конкретном случае проявления таких расстройств очень отличаются, поэтому знание примера одного ребенка невозможно спроецировать на всех остальных. Некоторые аутичные дети очень нежные, в то время как другие с упорством избегают объятий и прикосновений. Некоторые из них много разговаривают, некоторые по большей части повторяют одни и те же высказывания, а другие не говорят совсем...разница может быть огромной. 

2. Воздержитесь от осуждения. 
Очень легко сделать поспешные выводы, когда вы видите ребенка, который ведет себя неподобающим образом. Но никогда этого не делайте, потому что вы в действительности можете не иметь ни малейшего представления о том, почему так происходит, и что это означает.

3. Не стоит выражать свои сомнения. 
Разумеется, каждый имеет право на свое мнение. Но это не означает, что им необходимо делиться, особенно в случае, когда речь идет о диагнозе ребенка. Зачастую можно услышать: «А вы уверены, что у него аутизм? Как по мне, он не выглядит аутичным». Если вы не один из тех специалистов, которые занимались оценкой поведения ребенка и постановкой ему диагноза, не нужно говорить его родителям, что у него нет аутизма. У вас могут быть сомнения, но старайтесь держать их при себе, или задавайте вопросы, ответы на которые помогут вам понять больше.

4. Давайте не будем обсуждать ваши теории. 
В настоящее время об аутизме известно настолько немногое, что никто с уверенностью не может дать ответы на вопросы «почему» и «как». В том числе и вы. Не спрашивайте у родителей аутичного ребенка, как так случилось, что он заболел аутизмом, и не предлагайте свои теории в отношении данного вопроса.Причины до сих пор считаются невыясненными, и эта тема является одной из самых спорных и противоречивых среди специалистов во всем мире. Лучше спросите о том, какими были первые признаки того, что ребенок может быть аутичным, и как в итоге ему был установлен этот диагноз.

5. У каждого есть право на хорошее образование. 
Ваш ребенок ходит в школу. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра тоже ходят в школы, так как все они заслуживают возможности получить образование, несмотря на то, что другим родителям, возможно, не нравится, что учитель в классе уделяет аутичному ребенку слишком много внимания.

6. Будьте внимательны к тому, что вы говорите. 
То, что ребенку был установлен диагноз «аутизм», вовсе не означает то, что он не может слышать. Аутичные дети слышат. И чувствуют многое. Так что, будьте внимательны к тому, что вы говорите при аутичном ребенке, так же, как вы внимательны по отношению к тому, что говорите в присутствии других, нейротипичных детей.

7. Они очень стараются. 
Только потому, что они не могут общаться таким же образом, как общаетесь вы, не означает, что они не стараются «подходить», «вписываться» в этот в мир. Это также не означает, что они не понимают того, что вы говорите.

8. Это не заразно. 
Родители замечают, когда вы отводите своих детей подальше в сторону...но вам стоит знать, что ваши дети не «подхватят» аутизм от другого ребенка. Будьте уверены в том, что аутизм не является инфекционным заболеванием, и что от обучения тому, как принимать и включать аутичных детей, выиграет не только ребенок с расстройством аутистического спектра; от того, что они откроют свои сердца и примут тех, кто от так них отличается, выиграет и их собственный ребенок.

9. Нет, это не «Человек Дождя». 
Человек дождя был фильмом. Без сомнения, хорошим фильмом, но он ни в коем случае не является окончательным и полным определением тому, что же такое аутизм.

10. Делиться своим опытом – это хорошо. 

Шрейтер Т.Л., педагог социальный

Разделы сайта