Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации родителям и специалистам по взаимодействию с ребенком с аутистическими нарушениями

Речь – что-то абстрактное и мимолетное. Аутичный человек с трудом понимает и обрабатывает речевую  информацию.

1.Поэтому в общении с ребенком с аутистическими нарушениями необходимо использовать краткие четкие предложения.

Объяснение материала с действиями и  развернутыми комментариями может вызвать у ребенка дополнительное смятение, поскольку в этом случае необходима обработка информации по двум каналам одновременно: акустическому и визуальному.

  1. Поэтому объяснение педагога (особенно н6а первых порах) должно опираться на один сенсорный канал (акустический, визуальный кинестетический и др.)

У детей с аутистическими нарушениями понимание просьбы или требования часто связано с конкретной ситуацией. Информацию они получают не столько из слов, сколько от  визуальных раздражителей, которые связаны с данной ситуацией.

  1. Поэтому вербально выраженное требование одеться или покушать лучше заменить демонстрацией одежды или ложки.

Адресованные ребенку обращения понимаются им буквально. То, что подразумевается дети с аутистическими нарушениями понимают с большим трудом  или вообще не понимают. Соответственно смысл шутки или иронических замечаний ребенок не понимает.

  1. Поэтому содержание высказываний должно быть ситуационно реалистично, включать в себя слова, обозначающие материальные предметы.

У детей с аутистическими нарушениями возникают большие трудности с сообщением собственных потребностей.

  1. Поэтому учите детей высказывать свою просьбу, требование, отказ и т.д.. При обучении обращайте внимание на паралингвистическую (силу голоса, его диапазон, выразительность) сторону речи.

Понимание причинно-следственных взаимосвязей      для ребенка с аутистическими нарушениями в основном не доступно. А различные события разделяются и рассматриваются ими независимо друг от друга.

6.Поэтому помогайте ребенку разобраться с причинно-следственными зависимостями с опорой на реальную ситуацию или сюжетные картинки.

Желание ребенка с аутистичными нарушениями вступать в контакт с другими, только ради самого общения  либо слишком мало, либо оно совершенно отсутствует, так как незначительна и сама мотивация коммуникации.

7.Формируйте мотивацию общения путем выстраивания эмоционально-положительного взаимодействия ребенка как со сверстниками. Так и с взрослыми.

Даже при хороших речевых способностях ребенок с аутистическими нарушениями не может построить настоящий диалог, при котором чередуются роли разказчика и слушателя

  1. Поэтому с ребенком предпочтительнее строить беседу на интересную для него тему. Периодически навязывая ребенку роль слушателя.

При аутизме наблюдаются необычные речевые признаки- стереотипные высказывания, которые не всегда адекватны ситуации, собственные необычные слова, частые вопросы и эхолалия.  Эхолалия – это небессмысленное механическое повторение услышаного, в ней есть коммуникативный аспект, который, однако, не всегда понятен окружающим.

9.В связи с этим необходимо помнить, что нельзя ребенку с аутистическими нарушениями запрещать прибегать к стереотипам, так как это может спровоцировать более грубую стереотипию. Речевой стереотип, как и любой другой, часто служит для ребенка способом успокоения, снятия нервно-психического напряжения, а также -самостимуляцией.

Разделы сайта