Речь – что-то абстрактное и мимолетное. Аутичный человек с трудом понимает и обрабатывает речевую информацию.
1.Поэтому в общении с ребенком с аутистическими нарушениями необходимо использовать краткие четкие предложения.
Объяснение материала с действиями и развернутыми комментариями может вызвать у ребенка дополнительное смятение, поскольку в этом случае необходима обработка информации по двум каналам одновременно: акустическому и визуальному.
- Поэтому объяснение педагога (особенно н6а первых порах) должно опираться на один сенсорный канал (акустический, визуальный кинестетический и др.)
У детей с аутистическими нарушениями понимание просьбы или требования часто связано с конкретной ситуацией. Информацию они получают не столько из слов, сколько от визуальных раздражителей, которые связаны с данной ситуацией.
- Поэтому вербально выраженное требование одеться или покушать лучше заменить демонстрацией одежды или ложки.
Адресованные ребенку обращения понимаются им буквально. То, что подразумевается дети с аутистическими нарушениями понимают с большим трудом или вообще не понимают. Соответственно смысл шутки или иронических замечаний ребенок не понимает.
- Поэтому содержание высказываний должно быть ситуационно реалистично, включать в себя слова, обозначающие материальные предметы.
У детей с аутистическими нарушениями возникают большие трудности с сообщением собственных потребностей.
- Поэтому учите детей высказывать свою просьбу, требование, отказ и т.д.. При обучении обращайте внимание на паралингвистическую (силу голоса, его диапазон, выразительность) сторону речи.
Понимание причинно-следственных взаимосвязей для ребенка с аутистическими нарушениями в основном не доступно. А различные события разделяются и рассматриваются ими независимо друг от друга.
6.Поэтому помогайте ребенку разобраться с причинно-следственными зависимостями с опорой на реальную ситуацию или сюжетные картинки.
Желание ребенка с аутистичными нарушениями вступать в контакт с другими, только ради самого общения либо слишком мало, либо оно совершенно отсутствует, так как незначительна и сама мотивация коммуникации.
7.Формируйте мотивацию общения путем выстраивания эмоционально-положительного взаимодействия ребенка как со сверстниками. Так и с взрослыми.
Даже при хороших речевых способностях ребенок с аутистическими нарушениями не может построить настоящий диалог, при котором чередуются роли разказчика и слушателя
- Поэтому с ребенком предпочтительнее строить беседу на интересную для него тему. Периодически навязывая ребенку роль слушателя.
При аутизме наблюдаются необычные речевые признаки- стереотипные высказывания, которые не всегда адекватны ситуации, собственные необычные слова, частые вопросы и эхолалия. Эхолалия – это небессмысленное механическое повторение услышаного, в ней есть коммуникативный аспект, который, однако, не всегда понятен окружающим.
9.В связи с этим необходимо помнить, что нельзя ребенку с аутистическими нарушениями запрещать прибегать к стереотипам, так как это может спровоцировать более грубую стереотипию. Речевой стереотип, как и любой другой, часто служит для ребенка способом успокоения, снятия нервно-психического напряжения, а также -самостимуляцией.