«Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом безопасным для многообразия» (Джон Фицджеральд Кеннеди)
Инклюзивное образование – термин, описывающий процесс обучения детей с инвалидностью и особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Развитие инклюзивного подхода рассматривается ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями в качестве приоритетного направления развития системы школьного образования.
В Республике Беларусь разрабатывается проект поправок в законы по вопросам социальной защиты людей с инвалидностью. Законодательство совершенствуется в целях реализации Конвенции о правах инвалидов.
В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Выделяют 8 основных принципов инклюзии:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Важно научиться понимать, что все люди разные, причем начинать нужно с детства. Когда дети растут вместе, между ними нет отрицания непохожести, они не отталкивают, а, напротив, принимают друг друга. Дети с отклонениями чувствуют себя нормальными, нужными обществу, нормотипичные – учатся быть терпимыми, заботливыми, ответственными за слабых. Эти качества помогают не очерстветь и не остаться безучастным в дальнейшем.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особенностями).
Инклюзивное обучение в общеобразовательной школе не предполагает ущемление прав нормотипичных детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а создает условия для следующей ступени развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.