Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Роль семьи в формировании трудовых навыков

Консультация для законных представителей на тему:

«Роль семьи в формировании трудовых навыков»

 

         Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Процесс формирования трудовых навыков у детей с ТМН, в силу особенностей их развития, занимает достаточно долгое время и требует больших усилий со стороны взрослых и детей.

         Трудовое воспитание детей с ТМН на начальных этапах предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых.

         Воспитание таких детей происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания.

         Для организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития.

         Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения. Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек.

         Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации.

         На начальных этапах работы, пока ребёнок ещё не имеет определённого опыта, например, в одевании верхней одежды на прогулку, действуем совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность, по принципу «рука в руке». По мере, того, как ребёнок овладевает отдельными действиями, появляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую с взрослым.

         Далее постепенно включаем в элементы культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания элементы трудового воспитания, хозяйственно-бытового труда, которые связаны между собой самым тесным образом. Формируем у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей – это одна из важных задач работы.

         Практическая часть

         1.Формирование навыков еды

         Алгоритм деятельности взрослого. Подходим сзади ребенка, берем его руку в свою, правильно расставляя его пальцы, и направляем его движения. Вы оказали физическую помощь для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке». То же самое с умением правильно держать карандаш.

         2.Формирование навыков одевания.

Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность движений двух рук и координация.

         Рекомендации.

         1.Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном, устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание равновесия.

         2. Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.

         3. Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок – завершает процесс.

         4. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.

         5. Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц, молний – без него нельзя).

         6. Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.

         Таким образом, само собой напрашивается вывод: для воспитания и формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо возлагать на них в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, с которыми они в состоянии справиться.

         Формировать у них тот уровень работоспособности, который находится в пределах их возможностей, то есть не нужно ограждать ребенка от элементарных обязанностей, в том числе обслуживанию себя самого, и тогда ребенок сможет достигнуть определенной степени самостоятельности и независимости.

 Титоренко Е.Б., учитель-дефектолог

Разделы сайта