Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Консультации

КАК  СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

(Консультация для педагогов)

Уважаемые педагоги, можно ли представить жизнь современного учреждения образования без тесных контактов с родителями?

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить...Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского образовательного учреждения, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят с педагогами и воспитателями: играют, гуляют, занимаются... А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всем рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там все сказано». Согласитесь, картина безрадостная... И сразу хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между учреждением образования и семьей.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.

Общение педагогов с родителями  строится на взаимных претензиях. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима сада, и постоянное его нарушение в отсутствие единства требований в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам  снисходительно и пренебрежительно, с  ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Вместе с тем, как показал опрос, из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать  родителям, что он видит в них партнеров  единомышленников.

И это все, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями  воспитанников».

Что же такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки. 

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  •                     Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  •                     Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  •                     Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
  •                     Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

  •                     О семье.
  •                     О воспитательном потенциале семьи.
  •                     Об особенностях семейного воспитания.
  •                     О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  •                     О методах изучения семьи.
  •                     О современных формах организации общения.
  •                     О методах активизации родителей.

Умения и навыки ( деятельностный компонент)

  •                   Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  •                   Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  •                   Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  •                   Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
  •                   Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  •                   Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
  •                   Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников должен:

  •                     Обладать устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  •                     Признать роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
  •                     Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  •                     Обладать высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  •                     В общении с родителями проявлять внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.
  •                     Владеть знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  •                     Учитывать социальные запросы родителей  (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  •                     Уметь планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  •                     Обладать развитыми коммуникативными навыками.

То есть, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Да, сегодня многие педагоги испытывают серьезные затруднения в организации общения с родителями. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым «нет дела до детей и их развития», которые «не хотят, чтобы ребенок вырос хорошим». Согласиться с этим сложно. Да, родителям не всегда хватает времени для общения. Да, есть категории «трудных» родителей. Но важно другое. У многих педагогов развита профессиональная рефлексия: они могут - и хотят - смотреть на себя, на свои достижения и трудности со стороны. И увидеть причины трудностей - не только в родителях, но и в самих себе.

Эти педагоги отмечают свою недостаточную компетентность (незнание форм и методов организации общения с родителями, неумение подобрать необходимое содержание); неполную информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома, а родителей - в детском саду; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; стремление воспитателей избегать живого общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

Профессиональную компетентность воспитателей в обращении с  родителями (как и в любой другой области) необходимо постоянно развивать.   Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнет утрачиваться.   Почему же именно методическая работа так значима? С ее помощью создаются условия помогающие компетентности находится на  достаточно высоком уровне. Эти заключаются в следующем:

  •                     педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
  •                     приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было  непосредственно и немедленно использовать в  профессиональной деятельности;
  •                     педагоги должны осознать непрочность их компетентности, ее зависимость от их собственной заботы о ее поддержке.

Вопросник и анкета для педагогов с целью изучения организации общения с родителями.

1. Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка?

2. Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями Ваших воспитанников?

3. Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?

4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

6. Считаете ли Вы, что делаете все максимально возможное для достижения сотрудничества с родителями?

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

9. Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями

Анкета

Уважаемый педагог!

Ваше мнение и опыт помогут поиску оптимальных путей построения общения между воспитателями и родителями.

1. Считаете ли Вы необходимым организацию систематического общения с родителями воспитанников?

2. Кому, с Вашей точки зрения, - педагогу или родителям принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

3. На каких принципах, по Вашему мнению, необходимо организовывать общение педагогов и родителей?

4. Какие темы для общения с родителями чаще выбираются Вами?

5. Какие темы педагогического просвещения, на Ваш взгляд, наиболее интересны современным родителям?

6. Считаете ли Вы необходимым регулярное изучение особенностей семейного воспитания в каждой семье?

7. Какие методы Вы используете для выявления особенностей семейного воспитания в семьях воспитанников?

8. В чем, на Ваш взгляд, заключаются особенности семейного воспитания?

9. Каким образом Вы проводите изучение потребностей родителей в конкретной информации о воспитании и обучении детей?

10. Как часто Вы организуете общение с родителями? (Раз в неделю, в месяц или другое.)

11. И. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

12. Какие методы активизации родителей Вы используете?

13. Что вызывает у Вас наибольшие затруднения при организации общения с родителями? (Поиск индивидуального подхода к каждому родителю. Коммуникативные трудности. Выбор оптимальных форм организации общения. Другое.)

14. Какую помощь в организации общения с родителями Вы хотели бы получить? (Конкретные конспекты и сценарии мероприятий с родителями. Информацию о специфике семейного воспитания. Помощь в изучении образовательных потребностей родителей. Другое.)

Почти все исследователи сходятся в том, что семья самой природой создана для воспитания детей:

1.  Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, на глубокой, кровной любви родителей  к детям и детей к родителям.

2. Воспитательное воздействие семьи постоянно и длительно. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая или складывается намеренно, или нет. Материальные или духовные предпочтения, забота о членах семьи и посторонних людях или недоброжелательность, постоянные конфликты оказывают значительное, хотя, возможно и не сразу заметное, влияние на становление личности ребенка.

3. Воспитательный процесс в семье не имеет границ. Пренатальная педагогика свидетельствует: процесс воспитания ребенка начинается еще до рождения. Не менее важны и самые первые годы жизни ребенка.

К.Д. Ушинский писал, что «характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, ложится прочно, становится второй природой человека».

 

Шрейтер Т.Л., педагог социальный

Безопасность детей с ТМН во время прогулок

(консультация для педагогов)

Печальная статистика медицинских сводок свидетельствует: от 5 до 10% ежедневных выездов скорой помощи приходится на детские учреждения. Различного рода травмы, укусы бродячих животных, ядовитые растения...Список можно и дальше продолжать...

  Поэтому, главная задача воспитателя, да и родителя, учить детей навыкам безопасности жизнедеятельности: не попадать в опасные ситуации, угрожающие жизни и здоровью, не ходить с незнакомцами, не верить их обещаниям, не открывать дверь незнакомым людям, не садиться в чужую машину и т.д. Надо знакомить детей с элементарными знаниями о том, как избежать опасности, предупредить бытовые травмы, защитить себя в конкретной ситуации. Это можно делать как на занятиях в группе, так и на прогулке на участке, проигрывая ситуации, которые представляют потенциальную опасность.

  1.       Опасности на детской площадке.

Предложите детям внимательно осмотреть участок, на котором они обычно играют во время прогулки. Что, по их мнению, опасно для здоровья? Совершая "экскурсию" от одного предмета к другому, приведите в пример реальные случаи из жизни и обсудите с детьми, каким образом можно избежать чрезвычайных ситуаций.

 "Опасные" заборы.

   Любопытство-качество хорошее и нужное для развития малыша - может стать причиной того, что однажды, просунув голову в отверстие забора, ребенок со страхом обнаружит, что обратно она на пролезает.      Оказавшись в такой западне, как правило, малыш привлекает к себе внимание громкими криками. Согласитесь, неприятно вдруг осознать, что твоя родная голова застряла между железными прутьями или в деревянной щели.

  Если это произошло, главное, не растеряться взрослому, не паниковать, чтоб еще сильнее не напугать ребенка. Если не получается освободиться самому, позовите на помощь коллегу или, исходя из сложности ситуации, вызвать помощь.

   Произошедшее нужно обязательно обсудить в группе: почему так случилось, почему в данном случае должны помогать взрослые. Можно проиграть различные ситуации, чтобы дети сами искали выход и вырабатывали правила.

Бродячие животные.

 На территорию сада забрел «беспризорный» щенок или кот. Дети столпились вокруг него, каждому хочется приласкать, погладить бедное животное. Объясните, почему нельзя этого делать. Расскажите детям о том, что бродячие животные могут укусить, поцарапать, заразить человека опасными болезнями. Приведите примеры реальных случаев, попросите детей рассказать свои истории.

Игры в "снежки".

  Вроде бы совершенно безобидная игра в «снежки», но только на первый взгляд. При несоблюдении правил предосторожности можно получить синяк под глазом или вообще лишиться зрения.

  И в "снежки" играют не только зимой. Прошел дождь, промочив насквозь песочек, и самым удивительным образом в детских руках песчаные крупинки стали скатываться в шарики. Вот тебе и готовое "оружие". Дети весело перебрасываются "снежками"! Кто ловчее? Кто попадет большее число раз в "неприятеля"? Дети кидают друг в друга песок, не подозревая, что такая игра может  закончиться тяжелой травмой глаз.

 Как это предотвратить? Побеседуйте с детьми о том, что они знают о строении глаза, попросите рассказать о том, что они чувствуют, когда в глаз попадает ресничка, мыло, соринка. Объясните, насколько важно беречь глаза. Придумайте вместе с детьми правила "Как играть в снежки", "какие снежки нужно лепить и как бросать, чтобы не было больно". Важно, чтобы дети уяснили, что в лицо снежки бросать нельзя, чтобы не травмировать ненароком глаза.

 В родительском уголке можно разместить информацию о важности подобных бесед с детьми. Уместно будет рассказать и о последствиях травм, например: «Раны глаз заживают с образованием рубцов, подчас грубых, спаянных с радужной оболочкой, что нарушает тонкие структуры глазного яблока. В результате ранения может произойти заращение зрачка, помутнение хрусталика и стекловидного тела, повреждение сетчатой оболочки. Эти изменения приводят к понижению зрения, слепоте, а иногда к гибели глазного яблока. Последствиями ранения могут быть: гнойная инфекция, тяжелый воспалительный процесс, отслойка сетчатки. Это в равной мере относится и к травмам глаз, вызванным проникающими ранениями предметами, найденными ребенком на участке: стеклом, проволокой, палкой».

 Ядовитые растения.

  На территории участка нередко растут колючие кустарники, жгучие травы, ядовитые растения. "Опасными" могут быть и острые ветки старых деревьев.

 Поэтому, воспитателю необходимо провести экскурсию по территории. Дети сами, или с помощью взрослого, решают, какие из растений они считают потенциально "опасными" и почему.

 Незнакомый взрослый.

  Во время прогулки можно разыграть ситуацию: "Нельзя уходить с незнакомым человеком". Рассказать, как нужно действовать в этом случае. Предложить детям разыграть сценку и самим придумать правила поведения в подобных ситуациях. Возможно, дети сами расскажут о том, как нужно отвечать на телефонные звонки незнакомым людям, и о том, что нельзя открывать им дверь, садиться в незнакомую машину и т.д..

  Также можно предложить детям рассказать о том, какие люди "опасны": незнакомые, пьяные, агрессивные, группы подростков и т.д.

2. Травмы

 Очень много детей, оставшихся без присмотра  воспитателя, получают травмы в детском саду, на площадке: упал с крыши беседки, горки, получил травму от удара качелями, от спортивных снарядов и т.д..

 Чаще всего травмы происходят из-за падения спортивных снарядов, как на участках, так и в группах, из-за плохого состояния обуви ребенка, отсутствия должного контроля и внимания со стороны взрослых. Но самая главная причина: нет предварительных разговоров с детьми, нет правил, как вести себя, чтобы не навредить самому себе.

Кроме того, необходимо регулярно проводить беседы о том, какую опасность несут в себе открытые  канализационные люки, строительные площадки, арки и проходные дворы, не огражденные траншеи.

3. Опасности, подстерегающие в городе.

  На игровой площадке можно проводить занятия с детьми по безопасному поведению на дорогах и улицах города Можно моделировать различные ситуации, связанные с неумелым переходом улицы, неосторожным выходом из двора, играми на проезжей части.

  1. Опасности, подстерегающие в доме.

   На прогулке можно обсудить с детьми незримые опасности, которые подстерегают нас повседневно в домашних условиях:

-лекарственные препараты,

-неумение пользоваться электроприборами,

-легковоспламеняющиеся средства,

-газовая плита,

-бытовая химия,

-спички,

-звонок незнакомых людей и запрет открывать им двери.

Можно предложить нарисовать опасные ситуации, например, не на листке бумаги, а на асфальтовой дорожке, придумать сказку.

Шрейтер Т.Л., педагог социальный

Формы и методы организации работы  педагога с семьями, воспитывающими детей с ОПФР

(консультация для педагогов) 

     С рождением ребёнка с ОПФР семья сталкивается с различными трудностями, с которыми без посторонней помощи зачастую справиться не может. Помочь родителям принять и понять своего ребёнка - вот задача, которую мы поставили перед собой. Цель такого рода деятельности - не решить за обратившегося его проблему, не привязать его к себе как слепого, а в процессе совместной работы вывести родителей и ребёнка на новый уровень понимания сложившейся ситуации.

     Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

      Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и педагогов является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребёнка.

     В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа с взрослыми.

     Одним из наиболее распространённых методов диагностики является анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не даёт возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.

    Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу родителям, они получают представление о том, как воспитатель общается с ребёнком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, это даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

    Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия:

? будьте очень тактичны по отношению к чувствам родителей;

? объясняйте, что вы приходите в семью для того, чтобы ребенок мог поближе узнать воспитателя в знакомой для него обстановке;

? составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь её выполнять.

    Беседа педагога с родителями -- наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед педагогу дают наблюдения за ребёнком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности: разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определённым требованиями:

* должны быть конкретными, содержательными;

* давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания

* пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

* повышать чувство ответственности за воспитание детей

    Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение педагога проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовет у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребёнка.

     Одной из форм индивидуально-дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа -- это диалог педагога и родителя, а, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей в начале её, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают), актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.

Консультация должна отвечать определённым требованиям.

? рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребёнка;

? каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;

? прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться.

      Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нём родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит интересно и результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

3. Изготовление приглашений каждой семье, (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

4. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

5. Подготовка конкурсов, выставок.

6. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

7. Приглашение па собрание сказочного героя.

8. Подготовка плакатов по теме собрания.

9. Проведение заседания родительского комитета.

     Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:

? Не следует упрекать и поучать родителей.

? Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.

? Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии.

? Беседу лучше вести при мягком освещении.

? Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

? Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг е другом.

Одной из эффективных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две--три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребёнка, ответственность родителей за воспитание своих детей и др. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные коз терты художественной самодеятельности.

    Дни открытых дверей предусматривают собой возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.

    Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек - увеличение круга взаимодействия. Они могут проходить в форме лектория для молодых родителей. Это даст молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и учит применять эти знания на практике. Например: «Как успокоить ребёнка, если он капризничает?», «Как и чем накормить его, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в тоже время в совместной работе детского сада и семьи остаются в стороне.

     На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», вовремя дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников высказать своё мнение, быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

    Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов.

     Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние являются полноправными участниками. Они задействованы в:

? обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

? помощи разработки сценария;

? разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

? помощи в оформлении помещения;

? пошиве праздничных костюмов;

? подготовке отдельных номеров;

? изготовлении сюрпризов и подарков;

? подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и педагогов, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, в игре стать «равными» ребенку.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее -- к здоровому образу жизни.

К наглядно-информационным формам относятся уголки для родителей с различной информацией:

? Выставки детских работ по определённой тематике,

? Информационные листки, которые содержат следующий материал:

? объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

? просьбы о помощи;

? информацию о событиях в детском саду:

? обсуждение текущих событий в группе;

? рекомендации по проведению домашних занятий;

? благодарность добровольным помощникам.

? Памятки для родителей.

? Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.

? Папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели». «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.

? Папки-ширмы содержат краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим по объёму, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями.

? Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам, описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребёнок дома, его любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают, делятся рецептами приготовления любимых блюд. Газета может быть посвящена какой-то теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой пана», «Я дома». «Я помогаю маме» и т.д.

     В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3--6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.     Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я --дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

    Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

      Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

     Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

     Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них -- информационно-ознакомительной -- является ознакомление родителей с самим учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы -- информационно-просветительской -- близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное -- через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

       Таким образом, работа педагогов с семьёй с использованием различных форм и методов работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения, а также способствует ликвидации педагогической неграмотности родителей.

                                          Шрейтер Т.Л., педагог социальный

Рекомендации для педагогов по организации общения с детьми с ОПФР

 Уважайте ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

 Не смотрите на ребенка сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.

 Чаще хвалите ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

 Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

 Если вы в чем-то не согласны с ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине.

Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Научите детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

 Не сравнивайте детей. Пусть они будут разными.

 Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

 Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

                                             Шрейтер Т.Л., педагог социальный

 

 

Особенности работы с детьми с ОПФР 

(Консультация для педагогов) 

       Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизичес­кого развития (ОПФР).

      Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуаль­на. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катас­трофа, процессы урбанизации, не­благоприятная экология, отягощен­ная наследственность, алкоголизм и наркомания...

    Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников. Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.

В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа пред­ставляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

        Чтобы оказать действенную по­мощь такому ученику, учителю следу­ет преодолеть ряд сложившихся сте­реотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интег­рированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напря­женными, скованными либо, наобо­рот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуаци­ей или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому перво­степенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вы­звать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопус­тимо усугубление негативных ре­акций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

         В любой ситуации учителю не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям. С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

В учебном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку. К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) рассто­яние между учителем и учеником;
  • перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению.

         В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Теку­щая работа учащихся с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учи­тель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и систем­ность педагогической работы;
  • ее направленность на результа­тивную подготовку каждого ученика;
  • обеспечение на всех этапах уро­ка благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа ре­зультатов деятельности школьников;
  • дифференцированный и инди­видуальный подход к учащимся;
  • обеспечение максимальной на­глядности педагогического процесса;
  • стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
  • широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;
  • фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях слабоуспева­ющих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
  • создание для детей ситуаций успеха;
  • оказание учащимся необходи­мой помощи разного вида;
  • обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

    Шрейтер Т.Л., педагог социальный

 

 

Игрушки и безопасность ребёнка с ОПФР

 (Консультация для педагогов)

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках: что это за игрушки, в чем их “плюсы” и “минусы”

У большинство из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья. Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Давайте немножко окунемся в историю игрушки.

Русские игрушки Игрушка в России до восемнадцатого века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собачки, львы, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и так далее. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.

В старые времена люди хорошо понимали значение игры для передачи опыта от поколения к поколению. Даже в самых бедных семьях у детей были игрушки. Иногда куклой могло быть просто завернутое в тряпицы полено, с которым девочка играла в дочки-матери. Мало кто знает, что на Руси в приданое девушке полагалась корзина с куклами. Хочется также упомянуть о том, что воспитанные в скромности великие княжны предпочитали играть в простые куклы, одетые в костюмы разных народов России, хотя у них были и дорогие куклы в великолепных нарядах Любимыми игрушками цесаревича были солдатики. Он устраивал с ними войны, маневры и парады. Уже в играх царские дети знакомились со славной историей своей страны, готовились к своему будущему предназначению.

Время не стоит на месте, каков же сейчас современный ребенок? Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Социальные изменения привели к изменениям психологическим.

Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связанно с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляют достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпровождения малыша, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся научить детей! Как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – дошкольника – игровая! Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит полноценной зрелой личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. Тем не менее единственный язык, который легко дается детям, - это язык игры. В игре малыши узнают мир и устанавливают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личность. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Нельзя не сказать и том, насколько от наших с вами игрушек отличаются современные.

Современного ребенка сложно чем-то удивить. Новомодные гаджеты, роботы, интерактивные куклы – чего только нет у детей XXI века. Огромный ассортимент игрушек поражает покупателей яркими упаковками, завлекательной рекламой и модными брендами. «Растим фотомодель», так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. Она была верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица. Сейчас появилось огромное количество “ страшных игрушек”, которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного.

Наверное, самыми спорными среди всех являются игрушки, представляющие оружие. Старые добрые пистолетики ожесточенно критикуют уже давно, и, тем не менее, дети продолжают с удовольствием играть в них.

Действительно ли игрушечное оружие – опасная игрушка, которая развивает в ребенке агрессию и склонность к насилию? Важно лишь понимать, что оружие – игрушка, которая может быть опасной, а это значит, что ребенок нуждается в объяснении и контроле. Необходимо без травмирующих подробностей, но все-таки объяснить, что убийство, война, человеческая боль – это плохо. Рассказать, что именно поэтому нельзя целиться в живых людей, даже из игрушечного пистолета. И наблюдать за тем, как именно ребенок играет со своим «оружием». Мы можем как угодно относиться к проблеме выбора игрушек, считать их невинным развлечением. Факт остается фактом – игрушки, имитирующие оружие, созданы для игр, имитирующих убийство

Родители как правило теряются в мире игрушек и идут на поводу у желаний ребенка или модных течений. Их много, поэтому, ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. А игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. К сожалению, совсем исчезли групповые игры – «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора остаются в прошлом.

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Советы родителям при покупке игрушек

1. Игрушек не должно быть много. У современного ребенка в среднем больше сотни игрушек, но для нормально развития ему вполне достаточно одного десятка. Когда в поле его зрения оказывается слишком много развлечений, он не может сделать выбор. Поэтому настоятельно советуем родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он успел соскучиться по ним. И потом, когда ребенку снова предложат в них поиграть, они покажутся малышу новыми.

2. Ребенок должен понимать назначение игрушки. В противном случае, если он не сможет произвести определенные манипуляции, в скором времени он потеряет к ним интерес. Должна быть не только загадка, но и подсказка, которая вызывает желание производить с ней определенные, понятные манипуляции – разбирать, складывать, собирать. Это пирамидки, матрешки, логические головоломки.

3. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Хорошая игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка – быть не слишком сложной, чтобы не вызывать у него досады и разочарования, но и не примитивной.

4. Игрушка должна быть привлекательной, неагрессивной.

5. Она должна видоизменяться, преобразовываться, двигаться, то есть способствовать развитию фантазии ребенка.

6. Детские игрушки должны быть безопасны по своему химическому составу. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха и ядовитого яркого цвета, которые указывают на то, что она изготовлена из «токсичных» материалов.

     Шрейтер Т.Л., педагог социальный

 

Разделы сайта