Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учителю-дефектологу

"ОСОБЫЕ" ДЕТИ В КЛАССЕ

Общие рекомендации:

  1.      Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание «справедливости». Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учащихся может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным.
  2.      Очень важно помнить, что детям с особенностями психофизического развития может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
  3.      Убедитесь в том, что все учащиеся чувствуют себя комфортно и защищено в классе и в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учащихся каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
  4.      Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их образовательному к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день/неделю/месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

Тактика поведения с учащимися:

    Введите учащихся в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.

    Помните, что детям с особенностями психофизического развития очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учащихся обо всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.

    У детей с особенностями психофизического развития очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

Неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

Частая забывчивость каких-либо предметов дома.

   Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

   Необходимо научить учащихся правильно задавать вопросы.  Обращаясь к вам за помощью, все учащиеся должны чувствовать себя абсолютно свободно.

    Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.

    Используйте наглядные пособия: видео, фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая необходимое.

    Не забывайте правило: «Повторение – мать учения». Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.

    Давайте учащемуся только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.

    Никогда не критикуйте детей с особенностями психофизического развития перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.

    Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.

    Хвалите учащихся за их хорошее поведение.

    Самое главное – не упустить случая похвалить учащегося и повысить в нем чувство собственного достоинства.

Основные заповеди:

  •   Создавайте в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  •   Не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
  •   Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
  •   Требуя, учитывайте реальные возможности ребенка;
  •   Каждому ребенку – индивидуальный подход, индивидуально дозируйте темпы и объем работы;
  •   Учитывайте «зону ближайшего развития» постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку»;
  •   Утверждайте позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
  •   Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждайте переутомление;
  •   Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе.

Начиная работу в классе, где обучаются дети с особенностями психофизического развития, прежде всего необходимо:

  • Выделить этих учащихся для себя, т.к в обычную схему урока они не укладываются;
  • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей);
  • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить вас.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ВСЕГДА

ЛЮБОВЬ!!!

«Дети с расстройством аутистического спектра.

Особенности индивидуальной работы с ними"

 

         Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Основные причины развития

         К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

         Есть и другие причины РАС:

         Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы.

         Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.

         Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

         Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

         Проявления расстройств аутистического спектра

         РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

         У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

         Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

         К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

         Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.

         Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.

         Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.

         Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).

         Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.

         Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.

         Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

         Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

         Особенности работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

         Главная задача специалистов – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с аутичными детьми специфические формы, приемы и методы.

         Важным при обучении ребёнка с расстройствами аутистического спектра является установление эмоционального контакта. Это требует от специалистов тщательной подготовки, терпения, гибкости и интуиции. Изначально мы работаем в тесном контакте с законными представителями: изучаем привычки детей, манеру общения родителей с детьми, режимные моменты и т.д. Вместе с ними мы определяем предметы или деятельность, которые вызывают у ребенка интерес. Это могут быть компьютерные игры, лепка из пластилина и даже любимые блюда. Далее используем эти сведения на своих занятиях как стимул для совместной деятельности или поощрение за выполненное задание, что дает возможность в дальнейшем продуктивно строить взаимоотношения с ребенком.

         Так как у детей с РАС наблюдаются эхолалии (повторение слов, фраз) и эхопраксии (повторение действий), в работе можно применять специфические формы, приемы и методы. Одной из таких форм являются интегрированные (совместные) занятия специалистов.

         На занятиях воздействуют как на фронтальные, так и периферические зоны восприятия. Один специалист находится перед ребенком (во фронтальной зоне) и ведет занятие, а второй специалист – в периферической зоне, оказывает все виды помощи. Сначала говорит за ребенка, затем – помощь осуществляется частично (начало фразы, начало действия). Постепенное уменьшение помощи взрослого дает возможность ребенку в дальнейшем выполнять эти действия самостоятельно. В ходе систематической работы фронтальная зона восприятия ребенка становится более активной.

         Для улучшения коммуникативных возможностей используются средства альтернативной коммуникации, при которой осуществляется переход от реального предмета к фотографии этого предмета, затем к цветному изображению и к черно - белому изображению (схеме).

         Также в работе с данной категорией детей используется расписание – изображения и слова, которые направляют ребёнка к выполнению последовательности действий на занятии. Расписание представляет собой альбом, в который включены фотографии заданий, расположенные в последовательности, соответствующей структуре занятия. Обязательным условием использования расписания включение поощрения (стимула), который ребёнок получает в итоге работы.

         С помощью пиктограмм и расписания происходит активизация общения детей, закрепляются представления о времени, характере деятельности, что способствует общей организации, развитию речи, других функций психической деятельности.

         При коррекции эхолаличной речи учитель должен четко продумывать инструкцию и повторять ее не более 2-х раз. Объяснять следует спокойным, ровным тоном, чтобы излишняя эмоциональность не мешала, не отвлекала ребенка от подачи основного материала.

         Задания должны иметь четкую цель, методы, и динамично сменять друг друга. Все задания предлагаются в игровой форме. Увеличение сложности заданий происходит по мере усвоения материала.

         При двигательных аутостимуляциях (повторяющиеся движения) используются рифмованные физминутки. Тем самым замещая стереотипные движения целенаправленными.

         Так как дети с РАС стремятся к относительному постоянству, занятия имеют чёткую структуру.

Примерная структура занятия

         1. Организационный момент

- приветствие;

- настрой на работу – использование предметов, привлекающих внимание ребёнка (звучащие предметы, световые эффекты).

         Задачи этапа:

- фиксирование взгляда на лице педагога, сидящем напротив; на движущемся предмете.

- развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

         2. Сообщение темы занятия

Задачи этапа: нацеливание ребёнка на последовательность заданий расписания, формирование стимула (предметы, вызывающие у ребёнка интерес: игры, любимые блюда и т.д.).

         3. Основная часть

         Задачи этапа:

- развитие понимания речи (на бытовых обобщённых понятиях);

- развитие понимания обращённой речи и простейших инструкций;

- развитие зрительного восприятия: соотнесение предметов с картинкой, предмета с пиктограммой, нахождение одинаковых картинок;

- развитие возможности активно пользоваться речью (отражённо, с опорой на образец);

- развитие умения соотносить речевой образец с действием;

- формирование обобщённых понятий в пассивной речи.

         4. Физминутка

         Задачи этапа:

- развитие общей моторики (подбор действий и упражнений с учётом физического развития ребёнка);

- развитие умения соотносить речь с действием;

- развитие целенаправленности движений;

- развитие мотивации с помощью предметов - стимулов.

- снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

         5. Упражнение на развитие мелкой моторики

         Задачи:

- развитие умения соотносить речь и движения (с помощью рифмованных стихов, соответствующих лексической теме);

- развитие пальчиковой моторики.

         6. Штриховка, обводка, раскрашивание

         Задачи:

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие зрительного восприятия (узнавание схематичного изображения и соотнесение его с предметом и названием (словом);

- формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

- закрепление обобщённого понятия.

         7. Закрепление изученного материала (предъявление стимула, соответствующего лексической теме).

         Задачи:

- развитие мимики (мимические упражнения);

- развитие артикуляционного аппарата;

- развития восприятия вкусовых качеств, запахов;

- развитие тактильно-двигательного восприятия (действия с разнофактурными материалами);

- развитие мотивации и волевой регуляции;

- установление тесного эмоционального контакта с педагогом.

         8. Подведение итога занятия.

         Занятия направлены на создание благоприятного климата, для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Титоренко Е.Б., учитель специального класса

Разделы сайта